«За воссоздание 4-го Интернационала, за мировую партию социалистической революции»

Письмо-приглашение на международную конференцию, осенью 2023 года

Принято координационным комитетом ОКВЧИ 15 декабря 2022 года.

В конце 2022 года, мир погружается в войну. По всей планете распространяются разрушение и опустошение. Дело идёт к эскалации конфликта. Сегодня Украина и Россия, Африка, завтра Китай. Есть ли выход из этой ситуации?

Для тех, кто стоит на точке зрения эксплуатируемых и угнетенных, это необходимая дискуссия. Мы хотим открыть эту дискуссию среди активистов, групп и организаций, которые принимают программу 4-го Интернационала.

Но поскольку эта дискуссия касается будущего человечества в более широком смысле, поскольку она поднимает вопрос о роли и ответственности рабочего класса, мы предлагаем открыть ее более широко для других течений, групп, организаций, активистов и лидеров, которые, не разделяя программу 4-го Интернационала, участвуют в борьбе бок о бок с троцкистскими активистами, выступающими против войны, за защиту человеческой цивилизации, активистами, принявшими общую для нас точку зрения рабочего класса.

Цель этого документа — открыть эту дискуссию в рамках подготовки к международной конференции сторонников 4-го Интернационала, конференции за мировую партию социалистической революции (настоящее название 4-го Интернационала).

1) Вправе ли мы связывать характер нынешней войны с характером империализма, высшей стадии капитализма, как писал Ленин более века назад? Империализм вступил сейчас в фазу разложения и гниения, угрожающую всему человечеству. Уже начиная с пандемии коронавируса, продолжившись и углубившись войной, наблюдается рекордный рост капиталистической прибыли. В то же время даже в самых развитых капиталистических странах отмечаются рекорды нищеты, бедности и уничтожения рабочих мест.

Вправе ли мы связывать эту ситуацию с природой империализма, с той стадией капитализма, на которой режим, основанный на частной собственности на средства производства, уже не способен развивать производительные силы, стадией, на которой мы все чаще наблюдаем разрушение существующих производительных сил?

Вправе ли мы писать, как это было сделано в заявлении OCRFI от 28 февраля 2022 года: «Факты свидетельствуют о том, что, хотя преступления путинского режима очевидны, они находится в контексте месяцев военной эскалации, а также провокаций, за которые несут ответственность американский империализм и его вооруженное крыло, НАТО, и все капиталистические правительства под этим знаменем».

Сторонники воссоздания 4-го Интернационала, верные знамени пролетарского интернационализма, отказываются следовать за лидерами рабочих организаций, которые принимали и продолжают принимать решение о том, чтобы поставить себя в рамки «священного союза», то есть «национального единства» с правительствами милитаристов. Сторонники воссоздания 4-го Интернационала считают, что главным врагом рабочего класса в каждой стране является его собственное правительство». Поэтому «войну, развязанную вводом российских войск в Украину, нельзя понять, не вписав ее в контекст эпохи упадка и разложения империализма».

С самого начала войны в Украине стало предельно ясно, что именно империализм, в частности, империализм США, пожинает ее плоды. Именно американский империализм заставляет другие империализмы ставить интересы США на первое место.

Мы назвали эту войну «империалистической войной» в том смысле, что, поощряемая и провоцируемая американским империализмом с его неутолимой жаждой новых источников прибыли, она может только разгораться.

Еще 24 февраля 2022 года мы писали, что эта война ни в коей мере не является прогрессивной, скорее наоборот. С российской стороны Путин выступает как представитель олигархического режима, защищающий привилегии военно-политического и военно-промышленного аппарата, верхушки режима, выражающего интересы тех тысяч миллионеров, которые составляют новую российскую буржуазию. Она выкристаллизовалась как доминирующий класс в российском обществе, на основе разграбления государственной собственности, присвоения природных ресурсов и производственной инфраструктуры. Разграбление огромного богатства, накопленного советским народом, и его частное присвоение немногими, сопровождалось беспрецедентным ухудшением ситуации с бедностью и нищетой подавляющего большинства народа. Но любая попытка этой мафиозной, паразитической буржуазии отстоять свое место на мировом рынке наталкивается на господство американского империализма, который не намерен допустить ослабления своих позиций, и даже стремится их расширить.

Правильно ли мы поступили, назвав эту войну войной эпохи империализма, выведя из нее лозунг «Нет Путину, нет Байдену», потребовав вывода российских войск из Украины, вывода войск НАТО из Европы и других стран, демонтажа НАТО?

Были ли мы правы, предупреждая в начале этой войны, что следующим шагом будет Китай, режим, в котором основная часть производительных сил все еще находится в государственной собственности, хотя их использование захвачено паразитической и контрреволюционной бюрократией? Но поскольку это государственная собственность, она все еще ускользает, по крайней мере частично, от законов рынка и, с этой точки зрения, представляет собой неопровержимую мишень для американского капитализма, который даже не пытается больше скрываться, — неизбежную мишень, препятствие, которое должно быть разрушено в жадном поиске наибольшей прибыли. Но демонстрации в Китае в ноябре 2022 года являются напоминанием о том, что рабочий класс в Китае не готов терпеть удары, которые ему наносят. Его независимое движение рассматривается (и справедливо) в качестве угрозы как бюрократией, так и транснациональными корпорациями, такими как Apple, которые получают огромные прибыли от эксплуатации китайских трудящихся.

2) Империалистическо-капиталистический характер нынешней войны уже не вызывает сомнений. Он выражается в том, что во всех основных империалистических странах ситуация характеризуется триптихом: (а) гигантскими инвестициями в военную экономику; (б) жесточайшими нападками на рабочих и молодежь, чьи права и гарантии, завоеванные в классовой борьбе, ставятся под сомнение (всеобщая прекаризация и «уберизация» общества, ставящие под сомнение демократические свободы, в частности, свободу организации, и навязывающие масштабные бюджетные сокращения общественных услуг, снижающие покупательную способность и зарплаты); и (в) чудовищные прибыли, которые извлекают из этой ситуации транснациональные корпорации.

Но также фактом является то, что если этот триптих и удалось реализовать в основных империалистических странах, то только потому, что действующие правительства, какими бы они ни были, извлекают выгоду из поддержки своих военных программ и военной экономики лидерами основных организаций, которые либо претендуют на принадлежность к рабочему классу, либо исторически происходят из рабочего движения (см. приложение).

Это продолжение политики «священного союза», которую вероломные лидеры II Интернационала проводили еще столетие назад, во время первой империалистической войны. Политика, которая в последующие десятилетия имела различные воплощения, в том числе принимала вид «Народных фронтов», т.е. союза партий рабочего движения с капиталистическим классом.

Когда в середине 1930-х появилась политика «Народных фронтов», 4-й Интернационал всегда проводил различие между стремлением масс создать единый фронт своих организаций против буржуазии и политикой союза партий рабочего класса с «демократической» буржуазией. Проведение этой политики Народного фронта во Франции и Испании (1936), а затем в Чили (1973) привело к величайшим поражениям рабочего класса. Такая политика союза рабочих партий с буржуазией продолжается и сегодня, например, в трехстороннем правительстве ЮАР/Азании с 1994 года, а завтра может быть реализована в Бразилии, в объединенном правительствеПартии трудящихся (PT), Партии социализма и свободы (PSOL) и проимпериалистическими буржуазными партиями.

Все эти элементы присутствуют в 2022 году. К ним можно добавить еще один элемент: вырождение руководства рабочего движения, которое приводит к тому, что многие лидеры открыто выступают за роспуск рабочего движения в том виде, в котором оно исторически сложилось, в пользу более крупных, более расплывчатых образований без классового характера. Такое течение, определяющее себя как популистское (или, в зависимости от обстоятельств, левопопулистское), характеризуется «ультиматистским» отношением к традиционным организациям рабочего класса, требуя, чтобы рабочий класс растворился в «народе». Они требуют, чтобы конкретные организации, партии и профсоюзы рабочих подчинились руководству того, что якобы является «народным движением».

Во многих странах в подобной — или иной — форме организации рабочего класса десятилетиями участвуют в подрыве и наступлении на все завоевания трудящихся, приобретенные в ходе классовой борьбы. Они участвуют в подрыве этих завоеваний, когда входят в правительства, принимающие на вооружение планы Международного валютного фонда, Всемирного банка и Европейского союза; когда лидеры профсоюзных организаций, вместо того, чтобы взять на себя ответственность за создание единого блока трудящихся и их организаций для защиты своих прав и гарантий, соглашаются быть интегрированными в тысячу и одну шестеренку корпоративизма, которые правительства создают во имя «социального диалога», «консультаций» и других корпоративистских процедур.

Результатом такой политики является то, что целые слои рабочего класса толкают к бесконечному обнищанию и социальному разложению, которое является питательной средой для развития демагогического и популистского крайне правого крыла, которое считает иностранца, иммигранта, причиной всех бед. Очевидно, что такая ориентация лидеров основных рабочих организаций в империалистических странах способствует приходу к власти ультраправых режимов, как в Венгрии, или фашистских режимов, как в Италии, одновременно создавая социальную базу для развития крайне правого, расистского и реакционного во всех отношениях крыла, такого как Трамп в США. В других формах аналогичные процессы происходят и зависимых от империализма странах: в Индии – в виде сохранения ультрареакционного правительства Моди, на Филиппинах – в виде возвращения к власти наследника семьи Маркоса и т.д.

В то же время все империалистические капиталистические правительства продолжают принимать активное участие в грабеже бывших колоний и зависимых стран Азии, Африки и Латинской Америки, подтверждая в этом отношении определение империализма, данное Лениным. Своей политикой они сознательно подталкивают к войнам за расчленение и дезорганизацию наций, к противостояниям, ложно представляемым как «этнические», хотя на самом деле они прямо разжигаются транснациональными корпорациями империалистических стран, чтобы присвоить природные богатства и продолжить вчерашний колониальный грабеж в неоколониальной форме.

Разница между империализмом начала XX века и империализмом начала XXI века заключается в том, что столетие назад, как показал Ленин, ведущие деятели официального рабочего движения «оправдывали» свою политику поддержки империализма и даже участие в империалистических правительствах тем, что в силу своего привилегированного положения высшие слои рабочего класса империалистических стран могли извлекать определенные выгоды из грабежа колониальных стран. Таким образом, питаясь теми немногими крохами, которые «падали со стола империалистического пира», рабочая аристократия могла контролироваться и кооптироваться в планы империализма.

Сегодня даже это уже не совсем верно. Политика разложения, проводимая империализмом, как никогда ранее, продолжает грабить и убивать народы бывших колоний. Колониальный грабеж в его неоколониальной форме сегодня продолжается еще больше, чем столетие назад. Но сам кризис империализма означает, что этот грабеж больше не гарантирует, что аристократия рабочего класса империалистических стран будет продолжать пользоваться крохами, которые падают с империалистического пиршественного стола, как это было пятьдесят или сто лет назад.

Трудящиеся классы всех империалистических стран также попали в спираль социального регресса и разложения последних тридцати-сорока лет. Она развивалась параллельно со спиралью разрушения и разграбления бывших колоний. Разница в том, что пролетариат империалистических стран начинает с гораздо более высокого уровня. Но общая тенденция неизменна, будь то в наиболее или наименее развитых странах (и это служит основой для всемирного единства классовой борьбы).

3) Нынешние события являются наглядным подтверждением полномасштабной реакционной природы империализма, как его определяет Ленин. Он характеризуется неспособностью обеспечить развитие производительных сил, которое становится все более гипотетическим из-за насыщения и дезорганизации мирового рынка. Но также и растущей тенденцией к превращению, по формуле Маркса, производительных сил в силы разрушения: » В своём развитии производительные силы достигают такой ступени, на которой возникают производительные силы и средства общения, приносящие с собой при существующих отношениях одни лишь бедствия, являясь уже не производительными, а разрушительными силами (машины и деньги)».(«Немецкая идеология»). К разрушительным силам механизации и денег Роза Люксембург справедливо добавила милитаризм (оружейную промышленность).

Из этого следует, что производительные силы все больше становятся орудием уничтожения рабочей силы пролетариата. Это угроза всему человечеству (см. приложение).

Угроза окружающей среде неотделима от угрозы самому человеческому виду. Отказ от инвестиций в защиту и адаптацию к изменению климата обусловлен тем, что главным источником прибыли является не борьба за сохранение человечества от экологических изменений, а максимальное использование всех механизмов извлечения прибавочной стоимости и прибылей из сложившейся ситуации, несмотря на риск самого существования человечества.

Угроза для человечества заключается в том, что оно может быть просто поглощено либо так называемыми стихийными бедствиями, либо опасностями ядерной энергии. Капиталистическая система исключает, фактически запрещает, какой-либо ответ на такие «природные» катастрофы, как наводнения в Пакистане или засуха в Сомали. Не меньшую угрозу представляет тот факт, что ядерная энергия, которая потенциально является значительным источником развития и повышения благосостояния человечества, сегодня потенциально является фактором уничтожения человечества, как в ее военной версии — ядерном оружии, так и в условиях дерегулирования, в которых капитал эксплуатирует ее на «гражданском» уровне.

Здесь необходимо вернуться ко всем речам, претендующим на «гуманизацию» капитализма, на введение человеческого и экологического измерения. Доказано, что никакое человеческое «измерение» — ни социальное, ни реальное – нельзя ввести в рамках режима, основанного на частной собственности на средства производства, за исключением крайне частичного и временного, которое в будущем будет поставлено под сомнение.

4) Характер империализма как полностью реакционного измеряется не только его неспособностью удовлетворить самые элементарные демократические требования, которые буржуазия восходящем этапе своего развития смогла реализовать хотя бы частично, но еще больше тем фактом, что все демократические завоевания, завоеванные на предыдущем этапе, сегодня резко ставятся под вопрос.

Только рабочий класс в состоянии создать условия для удовлетворения или реализации самых элементарных демократических требований, именно потому, что он сам может поставить перед собой цель социальной эмансипации.

Это особенно верно в отношении национального вопроса и призыва к национальному суверенитету. Все страны, получившие формальную политическую независимость в 1950-х и 1960-х годах, находятся в отношениях подчинения и зависимости от империализма. Чаще всего это были грабежи и подрыв национального единства, и даже — все чаще — иностранная военная интервенция.

Нации, которые должны были быть суверенными, снова порабощены империалистическими державами. Не только невозможность решить национальный вопрос, но даже процесс, в результате которого колесо истории поворачивается вспять, приводит к тому, что любое требование национального суверенитета ставит проблему разрыва с империализмом. Таково, в частности, содержание лозунга невыплаты долга, долга, который не является долгом народов и который, как показывает опыт последних лет, побуждает любого, кто отказывается от разрыва с ним, сознательно или нет, служить орудием империализма.

Это относится и к правам чернокожих в США. Вот почему 4-й Интернационал — в преемственности с Коммунистическим Интернационалом Ленина и Троцкого — считает, что черное население США (составляющее сердце пролетариата США, но исключенное из американской нации веками рабства, сегрегации и институционального расизма) де-факто, в особой форме, представляет собой угнетенную нацию, имеющую право на самоопределение. Это цель, которая может быть достигнута только через борьбу за независимую партию черного рабочего класса, связанную с борьбой за разрыв рабочего движения с Демократической партией (одной из двух партий империализма в США).

Это касается и палестинского вопроса, поскольку империализм, при поддержке бюрократии СССР, навязал раздел Палестины (резолюция ООН 181), опираясь на сионизм, это ложное решение еврейского вопроса. Вот почему с 1947 года 4-й Интернационал не перестает защищать единственно возможное демократическое решение: Учредительное собрание Палестины, открывающее путь к созданию единого светского и демократического палестинского государства на исторической территории Палестины, гарантирующего равные права всем его гражданам, независимо от их пола, происхождения, религии и т.д., и позволяющего беженцам осуществить свое право на возвращение.

Это относится и к молодежи, и к демократическим требованиям женщин. От буржуазного феминизма 4-й Интернационал отличает то, что он, взяв на вооружение демократическую цель реального равенства мужчин и женщин, приходит к выводу о необходимости свержения капиталистического режима, который увековечивает двойной гнет патриархата и эксплуатации. Из этого следует, что все политические лозунги, направленные на эмансипацию женщин, хотя и основаны на необходимости конкретных требований и конкретной мобилизации, могут быть полностью успешными только в том случае, если они связаны с общим движением рабочего класса. Именно 4-й Интернационал должен способствовать этому.

5) Из вышесказанного следует необходимость борьбы за социализм. Сохранение капиталистической системы может быть достигнуто только ценой величайшего разрушения. Все попытки приспособить или «очеловечить» капитализм привели к еще большему разрушению и еще большей угрозе выживанию человечества.

Из смертельного кризиса, угрожающего человечеству, нет иного выхода, кроме захвата средств производства богатства теми, кто сам его производит: классом производителей, рабочим классом. Социально-экономическая основа общества должна быть реорганизована сверху донизу. Отныне она должна основываться на социализации основных средств производства и обмена, что приведет к тому, что богатство, произведенное трудящимися, вернется обратно к ним. У этого есть название: перспективой рабочего движения может быть только социализм.

4-й Интернационал, продолжая всю историю рабочего движения, 1-го, 2-го и 3-го Интернационалов, борется за социализм. Эта борьба может вестись только в международном масштабе, а победы можно достичь только движением самих масс под руководством рабочего класса, который, взяв политическую власть в свои руки, приступит к экспроприации капитала и обобществлению средств производства.

Несмотря на предательство социал-демократии и сталинизма и те ужасные последствия, которые они имели для рабочего движения, для трудящихся в целом, несмотря на поражения, к которым их привели во имя социализма, нет другого способа обозначить общество, которое в переходный период в конечном итоге приведет все человечество к бесклассовому и безгосударственному обществу, свободному от эксплуатации и угнетения, к перспективе коммунизма. Это цель, за которую борется 4-й Интернационал.

6) Во всем мире угнетенные и эксплуатируемые массы под руководством собственного движения идут по пути восстания и массовой мобилизации.

За последние несколько лет мы видели Хирак в Алжире и революционное восстание в Чили, мощную мобилизацию Black lives matter, за которой последовала беспрецедентная волна рабочих забастовок в США, затем рабочие и народные восстания в Судане, Колумбии и Шри-Ланке, забастовочное движение в Китае, забастовки и классовые действия в Великобритании и других европейских странах и т.д.

Только бюрократы без совести и продавшиеся враждебному классу осмелятся утверждать, что не хватает боевого духа рабочих и молодежи. Напротив, вся ситуация характеризуется массовыми восстаниями миллионов и миллионов людей за свои права, за демократию, за суверенитет. Но все эти мобилизации, без исключения, наталкиваются на ориентацию традиционного руководства рабочего и демократического движения.

Все эти лидеры, столкнувшись с массовыми движениями, которые они не вызывали, которые в значительной степени ускользнули от них, делают все возможное, чтобы попытаться восстановить контроль и вернуть в более спокойное русло поток рабочего и народного восстания. Все эти лидеры — в разных формах и с разными словами в зависимости от стран и континентов, в соответствии с национальными традициями — делают все возможное, чтобы вернуть это восстание в рамки, совместимые с сохранением институтов и государства, сохранением частной собственности на средства производства.

Именно это противоречие между движением масс и политикой их традиционного руководства объясняет, почему, какими бы мощными ни были, эти движения, даже если они достигают частичных результатов, например, ухода президента в Шри-Ланке, падениявысокопоставленных функционеров режима в Алжире, в конечном итоге они не решают фундаментального вопроса: кто контролирует экономику, кто управляет обществом, какой социальный класс контролирует средства производства?

Рабочие в своем движении вынуждены использовать организации, исторически созданные их классовой борьбой: профсоюзы, иногда партии. Но центральным вопросом всего общества является вопрос о руководстве рабочим движением. Это вопрос, поднятый в программе основания 4-го Интернационала: «кризис человечества сводится к кризису революционного руководства».

7) Распад Советского Союза 30 лет назад ознаменовал собой важный поворотный момент в мировой истории. Тогда были окончательно ликвидированы сегменты того, что осталось от величайшего революционного завоевания 20-го века — социального режима, основанного на коллективной собственности на средства производства. Правда, на протяжении многих десятилетий контроль над этой государственной собственностью был прочно закреплен за номенклатурными олигархами, паразитами и расхитителями коллективной собственности. Тем не менее, общественные отношения в Советском Союзе основывались не на частной, а на государственной собственности, использование которой было присвоено бюрократией.

Поэтому, пока это продолжалось, пока сегменты Октябрьской революции не были окончательно ликвидированы, они были частью целого, которое в международном масштабе представляет собой пучок рабочих институтов, завоеваний, коллективных гарантий, режимов социальной защиты, одним словом, основу организованного рабочего класса, осознающего свои интересы. И именно на этой основе всегда покоились рабочие организации, даже когда их возглавляли предательские лидеры.

Новым после падения Советского Союза стало следующее. Разрушение главного завоеваниярабочего класса дало сигнал к тому, чтобы повсеместно поставить под сомнение права и гарантии, составляющие ценность рабочей силы, созданной классовой борьбой во всем мире. На всех континентах и во всех странах началось наступление со стороны правых и «левых» правительств, которые, прикрываясь якобы неизбежным характером рыночной экономики, везде способствовали приватизации, подрыву систем социальной защиты и коллективных договоров.

Следствием этого наступления на права и гарантии является сомнение в существовании самих организаций, сомнение в существовании профсоюзов, которые постоянно ослабевают, лишаются своей сути, в разной степени интегрируются или находятся в процессе интеграции в государство. Это также самораспад партий, основанных на классовых критериях; так, итальянской коммунистической партии понадобилось всего несколько лет, чтобы раствориться в объединении с обломками христианской демократии; во Франции популизм принял форму движения «Непокоренная Франция» (La France Insoumise), которое утверждает, что не является классовой партией. Знаменательно, что почти все руководители бывших «левых» партий, в частности, коммунистических партий во многих странах, согласились провозгласить, что «страница, открытая Октябрем 1917 года, окончательно закрыта».

Вот почему восстановление рабочего движения на новой оси требует, чтобы рабочие, группы и активисты, разделяющие необходимость вернуться на почву рабочего класса, действовали согласованно, независимо от того, являются они членами 4-го Интернационала или нет. Нет, Октябрь 1917 года не умер, потому что Октябрь 1917 года, впервые в истории после Парижской коммуны, поставил на повестку дня вопрос о правительстве рабочего класса, экспроприирующего класс капиталистов.

8) Время, в которое мы живем, каждый день подтверждает глубокое мировое единство классовой борьбы. 4-й Интернационал всегда отвергал теории, основанные на противопоставлении «блоков», «лагерей», «миров». Он стоит на почве всемирного единства классовой борьбы. В преемственности с Левой оппозицией в СССРон показал, что так называемая теория «социализма в одной стране» — вопреки марксизму — служит лишь для оправдания отказа нарождающейся бюрократии от борьбы за мировую революцию.

Это одна и та же обанкротившаяся капиталистическая система, основанная на частной собственности на средства производства, направляющая убийственную руку правительств поджигателей войны и планы международных институтов — МВФ, Всемирного банка, которая душит рабочих и народы зависимых стран. Одна и та же система, которая стремится обратить вспять завоевания китайской революции и дерегулирует условия эксплуатации пролетариев в империалистических метрополиях. Существует только один мировой рынок, только один рабочий класс, и как никогда призыв Коммунистического манифеста Маркса и Энгельса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» является единственным возможным выходом для сотен миллионов эксплуатируемых людей.

Сегодня, как никогда, ни один рабочий активист в любой стране, ни одна группа, ни одна организация, искренне ставящая перед собой цель помочь массам в борьбе за социализм, не может избежать ответа на вопрос: Какая международная рабочая партия поможет рабочему классу?

Маркс и Энгельс начали отвечать на этот вопрос в международном масштабе, сначала создав Союз коммунистов, затем помогая основать Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал) в 1864 г. Энгельс продолжил эту работу, сосредоточив последние усилия своей жизни на провозглашении Рабочего (Второго) Интернационала в 1889 году. После предательства этой организации в августе 1914 года Ленин поставил вопрос о необходимости создания нового революционного Рабочего Интернационала, заложив основы Коммунистического Интернационала, основанного в 1919 году. Именно на эту преемственность претендует 4-й Интернационал, основанный в 1938 году Львом Троцким.

Сегодня углубляющееся подчинение аппарата профсоюзного движения собственной буржуазии (если не напрямую империалистической буржуазии США, самой могущественной из всех) заставляет официальное рабочее движение отказываться даже от самых формальных международных группировок.

Напротив, ОКВЧИ приглашает всех активистов, все организации, искренне преданные классовой борьбе за социализм, к совместному обсуждению и действиям, необходимым для создания Всемирной партии социалистической революции.

9) 4-й Интернационал имеет долгую историю. Он был основан в 1938 году. С момента своего основания он утверждал в своей программе преемственность с Первым, Вторым и Третьим Интернационалом. 4-й Интернационал имеет долгую историю, которая также является историей кризисов. В каждом из этих кризисов именно члены IV Интернационала, отказываясь от борьбы за социализм, предпочитали объединяться с партиями, в которых доминировали бюрократические аппараты, сами ориентированные на союз с буржуазией.

Организационный комитет за восстановление 4-го Интернационала (ОКВЧИ) по-прежнему ориентируется на перспективу социализма, навязанную мобилизацией масс. Мы считаем, что метод и лозунги Переходной программы, основополагающей программы 4-го Интернационала, остаются полностью адекватными ситуации.

Эта программа, цитируя Ленина, является для нас «не догмой, а руководством к действию». И именно с этой точки зрения мы считаем необходимым помогать действиям масс, опираясь на то, как Переходная программа формулирует борьбу за рабочее правительство, какона понимает борьбу за единый рабочий фронт, то есть помощь в мобилизации масс для разрыва с буржуазией (как и метод, который она предлагает в отношении антиимпериалистического единого фронта в угнетённых империализмом странах). Также для нас актуален метод переходных лозунгов, соединяющих непосредственные чаяния масс и необходимость рабочего класса взять власть, или то, как в этой программе сформулированы вопросы рабочей демократии и помощи в самоорганизации масс.

Однако мы хорошо понимаем, что беспрецедентный кризис разложения рабочего движения создает ситуацию, когда по всему миру рабочие и активисты, группы и организации работают в том же направлении, что и 4-й Интернационал, не претендуя на то, чтобы разделять его программу. Иными словами, они стремятся действовать, чтобы помочь рабочему классу воссоздать свое собственное движение, свои организации на новой оси, оси классовой независимости. То есть, они, как и мы, не отказались от борьбы за освобождение рабочих самими рабочими, или, иначе говоря, от обобществления средств производства, от социализма.

Поэтому мы приложили большие усилия, чтобы сделать возможной открытую Всемирную конференцию против войны и эксплуатации, за Рабочий Интернационал 29 и 30 октября 2022 года в Париже и предшествовавшую ей международную конференцию трудящихся женщин. Все это является продолжением Мумбайской конференции 2016 года. Поэтому мы полностью поддерживаем кампании Международного комитета трудящихся (Workers’ International Committee), например, те, которые были предложены в конце октября 2022 года.

Мы не ставим никаких предварительных условий для совместных действий, для совместных инициатив. Мы не стремимся навязывать свои позиции. Всем товарищам, с которыми мы будем сотрудничать, в частности, в рамках Международного рабочего комитета, мы говорим: дискуссия о воссоздании 4-го Интернационала не является исключительной собственностью активистов, называющих себя троцкистами.

Конференция, которую мы готовим к осени 2023 года, поскольку она поднимает все вопросы актуальности программы 4-го Интернационала, в действительности ставит через это и другие вопросы: актуальность ленинской борьбы за авангардную партию и за взятие власти рабочими советами во время русской революции, за отказ от участия в союзе с буржуазией, за который выступали меньшевики и эсеры, которая привела к созданию Третьего Интернационала до его сталинского вырождения; преемственность борьбы Маркса в Первом Интернационале за объединение всех течений рабочего движения, независимо от их названия, если они стоят на почве политической независимости рабочего класса; преемственность борьбы Энгельса во Втором Интернационале за строительство и создание массовых рабочих партий.

Именно поэтому мы адресуем это приглашение к дискуссии всем активистам, течениям и организациям рабочего и демократического движения, которые — независимо от их истории и политического происхождения — как и мы, не отказались от борьбы за классовую независимость и социализм, и в особенности товарищам, с которыми мы работали в рамках Всемирной конференции против войны и эксплуатации, за Рабочий интернационал и Международного комитета трудящихся. Всем им мы направляем это приглашение.

Мы приглашаем этих товарищей свободно, если они согласятся, принять участие в дискуссии и, если они пожелают, в международной конференции троцкистов осенью 2023 года. Не с целью обязательно присоединиться к нам, а потому что чрезвычайно трудная задача воссоздания рабочего движения на новой оси означает, что ни одно течение не может претендовать на истину, и что, следовательно, обмен мнениями, конфронтация и демократическая дискуссия необходимы, чтобы восстановить рабочее движение. Именно поэтому мы берем на себя смелость обратиться с этим письмом как к организациям ОКВЧИ, так и к широкому кругу организаций, групп и активистов международного масштаба, и публикуем открытый для всех дискуссионный бюллетень.

 

Подписали письмо-приглашение:

Азания/ЮАР: Азанийская секция Четвертого Интернационала (ОКВЧИ/OCRFI)

Алжир: Организационный комитет социалистов-интернационалистов Алжира (COSI)

Афганистан: Товарищи А. Нур, К. Гафури и З. Хамид

Бангладеш: Бангладешская секция Четвертого Интернационала

Бельгия: Интернационалистская социалистическая организация, бельгийская секция ОКВЧИ/OCRFI

Бенин: Координационный комитет троцкистов Бенина

Бразилия: тт. Анисио Г. Хомем, Педро Якобс, Жозе Карлос Сантана, активисты ОКВЧИ/OCRFI

Бурунди: Лига коммунистов-интернационалистов (LCI- ОКВЧИ/OCRFI)

Великобритания: Чарльз Шараламбус, редактор Labour Internationalist, Генри Мотт, секция пенсионеров Unite, Майк Калверт, Islington UNISON и Tottenham CLP, Стефан Шолевка, секретарь Rochdale Metropolitan Trades Council, Ник Филлипс, член Unite.

Венгрия: Венгерские сторонники Четвертого Интернационала

Германия: Интернационалистская социалистическая группа (ISG)

Индия: Франклин Д’Соуза — Четвертый Интернационал Индии (Spark), Субаш Наик Хорхе — Четвертый Интернационал Индии (Spark), Черуватхур Дензил — Четвертый Интернационал Индии (Spark), Гаусуддин Шейх — Четвертый Интернационал Индии (Spark)

Испания: Активисты ОКВЧИ/OCRFI в испанском государстве

Италия: Интернационалистская социалистическая организация

Канада: Координационный комитет связи троцкистов Канады (CLTC- ОКВЧИ/OCRFI)

Корея: Корейские сторонники ОКВЧИ/OCRFI

Марокко: Марокканская секция ОКВЧИ/OCRFI

Мексика: Интернационалистская коммунистическая лига

Пакистан: Пакистанская секция Четвертого Интернационала

Перу: Интернационалистская социалистическая группа

Португалия: Группа O Trabalho/Manifesto Comunista

Россия: Российская группа сторонников ОКВЧИ/OCRFI

Румыния: Румынская секция ОКВЧИ/OCRFI

Сенегал: Сенегальская группа революционных исследований

Сербия: Ячим Милунович, рабочий активист

США: Социалистический организатор

Того: Тоголезская группа Четвертого интернационала (GT4)

Тунис: Л. Г., , рабочий активист

Турция: Марксистская рабочая лига/Группа «Социализм»

Франция: Интернационалистская коммунистическая тенденция внутри POID (Демократической независимой рабочей партии), французская секция Четвертого Интернационала, член ОКВЧИ/OCRFI

Швейцария: Члены ОКВЧИ/OCRFI в Швейцарии

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.