16 июня Эстебан “Сева” Волков Бронштейн, внук Льва Троцкого и последний оставшийся свидетель жестокого убийства Троцкого сталинским агентом, скончался в Мехико. Ему было 97 лет.
Сева, как его называли в движении, родился в 1926 году в Москве. Он сын Зинаиды Волковой (одной из двух дочерей Троцкого от его первой жены Александры Соколовской) и Платона Волкова, учителя, члена центрального комитета профсоюза учителей и члена левой оппозиции.
Отец Севы был депортирован в Сибирь в 1928 году и расстрелян в 1936 году, через два месяца после первого московского процесса. Мать Севы, Зинаида, покончила с собой в 1933 году, когда жила в Берлине.
Сева жил с Леоном Седовым в Париже, пока Седов не был отравлен насмерть 16 февраля 1938 года сталинскими приспешниками, выдававшими себя за врачей.
Сева прибыл в Мексику 8 августа 1939 года. Ему было 13 лет. Он пережил первое покушение на Троцкого 24 мая 1940 года в доме, где жил Троцкий; в общей сложности он прожил год со своим дедом, вплоть до убийства Троцкого 20 августа 1940 года.
Сева взял на себя роль хранителя наследия своего деда – роль, кульминацией которой стало создание музея Льва Троцкого в Койоакане, Мексика. Но он также был приверженцем марксизма и сторонником, как он выразился, “идеалов” Троцкого.
В интервью, которое я провел с Севой в 2012 году [см. ниже], он ответил на вопрос об актуальности политических взглядов своего деда следующим образом:
“Марксизм – это единственное мировоззрение, которое предлагает альтернативу, единственное, которое предлагает решение для системы, которая настолько разрушительна, настолько устарела, системы, которая приводит человечество ко все большим и большим страданиям, вплоть до того, что практически уничтожает планету — разрушая саму ее окружающую среду.
“Мы видели, как в прошлом возникали всевозможные новые течения и процессы, которые не предлагали никакого решения вообще. Мы должны помнить последние слова моего деда, которые он сказал Джо Хансену: «Я уверен в победе Четвертого интернационала’. Это задача, которая все еще стоит перед нами”.
Мне выпала честь тесно сотрудничать с Севой на протяжении почти 50 лет, первоначально под руководством Джорджа Брейтмана, помогая сохранить наследие Троцкого, собирая средства для поддержания музея открытым. Неоднократно мексиканское правительство подвергалось сильному давлению с целью его закрытия. Мы организовывали с Севой экскурсии с выступлениями по США. Наши усилия увенчались успехом, музей никогда не закрывался.
Сева вдохновлял поколения активистов. Нам будет его очень не хватать. Сева, вечная память!
Алан Бенджамин,
активист Socialist Organizer (США)