Выборы в России 8 сентября: поддержка режима снижается медленнее, чем хотелось бы

8 сентября в России прошло много выборов разного уровня: городских, региональных, частичных довыборов в Государственную Думу – всего голосовали в 85 регионах.
Наибольший интерес привлекали выборы в городскую думы Москвы, а также выборы губернатора и городской думы Санкт-Петербурга. Впервые выборы муниципальных депутатов в этих городах стали интересны с точки зрения большой политики – на них активно шли кандидаты от несистемной оппозиции (преимущественно от либеральной, но в небольшом числе – также от либералов и левых).Избирательная кампания происходила на фоне многочисленных нарушений со стороны власти, которая делала все, чтобы не допустить независимых кандидатов до выборов и во-многом Кремлю это удалось. Реакцией на это стали митинги протеста (в Москве — до 50-60 тысяч человек), которые полиция жестоко разгоняла. Еще одной характерной чертой стала попытка кандидатов от власти замаскироваться под «независимых», скрыть свою связь с «Единой Россией», партией крупного капитала и высшей бюрократии. Эксперты объясняли это продолжающим падать уровнем жизни и соответсвенно – уровнем поддержки власти, памятью о непопулярных реформах прошлых лет: повышением пенсионного возраста, платы за вывоз мусора и других.

Протестная мобилизация давала основание ждать более высокой чем обычно явки на выборы и говорить о том, что в России углубляется политический кризис.
С точки зрения левых также интересны выбры мэра города Новосибирска (последние 5 лет им управляет представитель крупнейшей левой партии — КПРФ), выборы муниципальных депутатов в Иркутске (в регионе власть делят КПФР и «Единая Россия»).
Еще одним новшеством стала система «умного голосования», которую предложил крупнейший лидер несистемной либеральной оппозиции популист Алексей Навальный. Суть технологии в том, что всем сторонникам Навального в день выборов придет на телефон СМС, за кого проголосовать. Система заявлялась как способ поддержать оппозиционных кандидатов, имеющих наибольшие шансы победить кандидата от власти. На 3/4 список умного голосования совпадал со списком КПРФ.
Вопреки ожиданиям социологов существенного роста явки в Москве не произошло. По моим наблюдениям в Иркутске явка выросла, но не потому, что выросла активность оппозиционных избирателей, а потому что буржуазные кандидаты стали покупать больше голосов.
Протестное голосование тоже выросло намного меньше, чем этого ждала оппозиция, надежды, что люди как и осенью 2018 года отомстят «Единой России» на выборах, оправдались лишь отчасти. Практически везде победили кандидаты от «Единой России», на губернаторских выборах большинство «единороссов» набрало 60-80% голосов, в некоторых регионах процент (но не реальное число проголосовавших) был выше чем у президента Путина в марте 2018 г. Это не похоже на реальное общественное мнение, и говорит что выборы губернаторов были довольно сильно управляемыми.
В 12 из 13 региональных парламентов большинство у единой России. Исключением стал Хабаровский край, где 56% набрали другие представители системной оппозиции – либерально-демократическая партия (ЛДПР). В этом регионе победил и губернатор от этой партии. Но ЛДПР по сути не является оппозиционной и почти всегда поддерживает Кремль. Кроме того Хабаровский край на прошлых выборах «отдала» ЛДПР еще на прошлых губернаторских выборах (у всех партий системной оппозиции есть такой регион, власть над которым они не взяли в борьбе (как например КПРФ в Иркутской области), а получили в качестве платы за лояльность).
На фоне очень грязных выборов в Петербурге победил действующий губернатор Беглов. Его основной конкурент, режиссер Владимир Бортко, которого выдвинула КПРФ, — снял свою кандидатуру с выборов. На муниципальных выборах в случае победы кандидатов от оппозиции, власть пересчитывала голоса и победитель с побежденным менялись местами.
В Москве избирательные комиссии не стали мошенничать так же нагло. Благодаря этому, протестной мобилизации и «умному голосованию» Навального оппозиция получила 20 мест в городской думе, а власть – 26. Такое соотношение лучше, чем было раньше, но люди, которые прошли в Мосгордуму от оппозиции – это представители системных партий КПРФ и «Яблоко». Большинство из них вряд ли создаст серьезные проблемы для «Единой России».
Вообще несмотря на определенный успех КПРФ с сожалением приходится сказать, что цена этого успеха – все более и более системная политика. Например, в Иркутской городской думе у КПРФ теперь не 1, а 8 депутатов, но среди них ни одного члена партии. Это бизнесмены, депутаты прошлой городской думы (в том числе бывшие члены «Единой России»). Их победа важна для КПРФ из-за выборов губернатора Иркутской области в следующем году, но от них не стоит ждать решительной политики в интересах трудящихся.
В Новосибирске действующий мэр Анатолий Локоть победил, впрочем «Единая Россия» не стала выставлять против него своего кандидата. Некоторые политологи считают это платой за то, что ранее КПРФ отказалась от борьбы за пост губернатора Новосибирской области. А вот в столице другого сибирского региона, Улан-Удэ, борьба за место мэра была более острой, а протесты КПРФ против итогов выборов разогнал ОМОН, что нечасто случается в провинции.
Отдельно скажу об участии в этих выборах внесистемных левых. Мы пока еще очень слабы . поэтому наше участие было точечным и ограничилось муниципальным уровнем. Несистемные левые не имеют партии, которая могла бы выдвигать их на выборы, поэтому они либо собирали подписи для выдвижения на выборы (таких кандидатов в основном не допустили до выборов), либо выдвинулись от системных партий (КПРФ, «Яблока», «Справедливой России»). К сожалению, мне неизвестно о победах несистемных коммунистов на этих выборах.
Подведем итоги: поддержка путинского режима продолжает снижаться, но это происходит медленнее, чем хотелось бы, и Кремль пока находит новые способы удерживать власть с помощью все более откровенных фальсификаций и насилия. Снижение поддержки «Единой России» приносит успех в первую очередь системным левоцентристам или несистемной либеральной оппозиции, этим современным меньшевикам и жирондистам. Тем не менее, коммунистам стоит использовать этот период затяжного углубления политического и экономического кризиса, чтобы стать сильнее и многочисленнее, эффективнее будить классовое сознание российских трудящихся. Потому что, в конце концов, массы проснутся и именно мы должны дать наиболее реалистичный, радикальный и последовательный ответ на их вопрос «что делать?».
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.