«Мы высоко оцениваем профессиональную работу Организации американских государств (Organization of American States — OAS) и полностью поддерживаем призыв OAS к новым выборам в Боливии, которые могут обеспечить свободные и справедливые выборы, отражающие волю боливийского народа». С этим заявлением госсекретаря США Майка Помпео от 10 ноября администрация Трампа взяла на себя полную ответственность за только что совершенное преступление против боливийского народа. Именно государственный переворот, спровоцированный администрацией США, привел к тому, что президент Эво Моралес ушел в отставку 10 ноября.
20 октября Моралес, бывший президент и кандидат от Движения за социализм (Movimiento al Socialismo — MAS), победил на президентских выборах с 2,8 миллионами голосов против правого кандидата Карлоса Меса, который получил 2,2 миллиона голосов. Сразу же правые партии и крайне правые вооруженные группы — «гражданские комитеты» — запустили кампанию, в которой говорилось о «мошенничестве». Их крик исходил из города Санта-Крус, столицы самой богатой провинции Боливии с сильными сепаратистскими тенденциями.
Вмешательство OAS (основанной в 1948 году со штаб-квартирой в Вашингтоне) с требованием проведения новых выборов ускорило дестабилизацию. «Гражданские комитеты» активизировали свои провокации и физические нападения на представителей партии Моралеса, а также на рабочих и крестьянских активистов. В начале ноября полиция и армия встали на сторону лидеров путча.
В 2006 году Моралес, крестьянский лидер индейского происхождения (около 60% населения Боливии), был избран президентом в ответ на антирабочую и антинародную политику подчинения экономики страны Международному Валютному Фонду (МВФ). Проводили политику те же кто сейчас организует переворот, включая Месу и крайне правого мультимиллионера Луиса Фернандо Камачо, карьера которого началась в военизированных формированиях Санта-Крус, специализирующихся на погромах против коренных народов.
Под давлением воли масс в 2006 году Моралес совершил непростительное преступление в глазах транснациональных корпораций и администрации США, состоящее в частичной национализации углеводородов и перераспределении части доходов от нефти и газа среди самых бедных боливийцев. Но Моралес не порвал с МВФ. Он не прекратил погашение внешнего долга и не поставил под сомнение государственные институты — армию, полицию и т. д. – тех, что сейчас восстали против него.
Но центром трагедии стала позиция, занятая в ситуации руководством заслуженной и крупнейшей профсоюзной конфедерации: Боливийского Рабочего Центра (Central Obrera Boliviana, COB). Лидеры Центра, на протяжении многих лет поддерживавшие Моралеса, 10 ноября призвали его подать в отставку на том основании, что они «не будут замешаны в кровопролитии».
БРЦ отказался призвать мощный боливийский рабочий класс подавить государственный переворот и взял на себя ответственность за поражение без боя. Это способствовало решению Моралеса уйти в отставку и отправиться в изгнание в Мексику. … В последующие часы военизированные формирования царили на улицах крупных городов страны, нападая на офисы МАС, а также на рабочие, крестьянские и народные организации.
Мы призываем рабочих и молодежь всего мира, а также их организации встать плечом к плечу с рабочими и народом Боливии против этого нового преступления империализма США в Латинской Америке.
Доминик Ферре
(репринт из No 214 Tribune des Travailleurs/Трибуна трудящихся, еженедельной газеты Демократической Независимой Рабочей Партии Франции, POID)