Историческая забастовка UAW сталкивается с новыми вызовами

Перевод статьи «Historic UAW Strike Confronts New Challenges» Корал Уилер о забастовке UAW (профсоюза «Объединенные работники автомобильной промышленности») в американском социалистическом журнале The Organizer (socialistorganizer.org) 

 Забастовка UAW — это битва за выживание профсоюзов. Чтобы добиться выполнения смелых требований профсоюза, рабочему движению необходимо сделать шаг навстречу забастовке и мобилизовать своих членов на широкие акции солидарности.

Объединенные авторабочие (UAW), профсоюз, объединяющий более 400 000 членов в США, Канаде и Пуэрто-Рико, вошёл в историю. 15 сентября около 13 000 рабочих не вышли на работу в ходе новаторской забастовки, свидетельствующей о невероятном подъёме рабочего движения в последние годы. Эта забастовка способна поднять все рабочее движение на борьбу за само существование профсоюзов.

Тактика забастовки беспрецедентна. Отдавая дань уважения знаменитым «сидячим забастовкам», которые UAW проводил в 1930-х годах, профсоюз использует «стоячие забастовки» — новый метод нанесения ударов только по отдельным предприятиям, сохраняя при этом возможность быстро расширять забастовку или менять ее местоположение.

Приняв сначала решение о проведении забастовки только на трёх заводах, 22 сентября профсоюз расширил свою забастовку, включив в нее 38 предприятий в 20 штатах во всех девяти регионах присутствия UAW, что в общей сложности составило 18 300 бастующих рабочих. Это сопровождалось невиданной в последние годы поддержкой со стороны общественности: 70% населения страны поддержали требования UAW.

Это выступление – прямое следствие недавнего успеха оппозиционной фракции UAW «Объединение всех рабочих за демократию» (UAWD) — низового движения членов UAW, которое пришло к власти в результате последних выборов в UAW. Фракция боролась и победила на прямых выборах членов Международного исполнительного совета (IEB) UAW по схеме «один член, один голос», в результате чего был избран нынешний президент Шон Фейн (Shawn Fain).

Фейн олицетворяет собой разрыв с прежним коррумпированным руководством UAW и его согласием на уступки в переговорах по контракту, а его прямая постановка классового вопроса отражает общее новое настроение, ощущаемое во всем рабочем движении: боссы и рабочие — не партнеры, а враги.

Именно поэтому Фейну удалось активизировать профсоюз. И именно поэтому члены профсоюза дают Фейну и его руководству повод усомниться в стратегии забастовки.

Новая смелая стратегия – «гибкая волна» — вызывает некоторые вопросы

Используя стратегию забастовки «стоя», новое руководство продемонстрировало потенциальную мощь профсоюза, сохранив при этом гибкость и сохранив забастовочный фонд UAW для возможной затяжной борьбы.

Уже на первых нескольких заводах, начавших забастовку, на компанию Ford Motor Co. было оказано давление, заставившее ее удвоить процент повышения заработной платы и, что особенно важно, отказаться от двухуровневой системы найма. В результате такого опережающего движения предприятия Ford были избавлены от недавней эскалации, которая привела к увольнению еще 5 600 работников. Эта новаторская тактика фактически вознаградила Ford за уступки профсоюзу, в то время как две другие компании остались мишенями для профсоюза.

На данный момент, по данным СМИ и соцсетей, рядовые члены профсоюза поддерживают тактику руководства профсоюза. Однако некоторые сомнения все же остаются. Некоторые работники ожидали от профсоюза наиболее успешной, по их мнению, стратегии — немедленной демонстрации всей мощи профсоюза путем одновременной забастовки всех 150 тыс. представленных работников на всех предприятиях. Это позволило бы продемонстрировать истинную силу профсоюза.

Требования работников автопрома затрагивают всё рабочее движение

UAW борется за восстановление утраченной стабильности для своих членов. Они борются за существенное повышение заработной платы на 36%, отказ от двухуровневой системы найма, индексацию в соответствии с растущей инфляцией (дословно cost of living adjustments, «корректировку стоимости жизни»), достойные медицинские пособия и пенсии, и — самое главное — за план перехода на электромобили (EV), который не приведет к массовой потере рабочих мест членами профсоюза.

Капиталистическая деловая пресса изобилует «восторгами» по поводу электромобилей. Для производства электромобилей требуется меньше деталей и меньше рабочих.

Придется строить новые заводы по производству электромобилей и переобучать рабочих для работы на новом оборудовании. Если автопроизводители добьются своего, то эти новые заводы, которые субсидируются недавно принятым администрацией Байдена законом о переходе на производство электромобилей, будут расположены в основном на юге США, где антирабочее законодательство невероятно затрудняет создание профсоюзов.

Важно отметить, что именно демократы исключили из закона Байдена о производстве электромобилей положение, согласно которому новые заводы должны были быть объединены в профсоюзы.

Такое массовое превращение профсоюзных рабочих мест в не профсоюзные привело бы к невиданному в недавней истории США усилению гонки по нисходящей (race to the bottom, ситуация когда страны и регионы «соревнуются», кто отменит больше социальных гарантий и ограничений для бизнеса, чтобы привлечь инвестиции). Это стало бы невероятным ударом для UAW и профсоюзного движения в целом. Очень важно, чтобы UAW сделали это центральным компонентом своей нынешней борьбы. Все заводы, производящие электромобили и литиевые аккумуляторы должны быть объединены в профсоюзы!

На Байдена оказывают давление, чтобы он сохранил образ «друга трудящихся»

Президент Байден объявил, что во вторник, 26 сентября, он присоединится к пикету, и этот шаг легко расценить как тщательно продуманную уловку, направленную на то, чтобы укрепить свои позиции в качестве «лучшего друга рабочих в Белом доме». Байден также заявил, что рекордные корпоративные прибыли должны сопровождаться рекордными коллективными договорами (в оригинале union contracts, «профсоюзными контрактами»).

Байден, конечно, совсем не друг трудящихся. Его нежелание активно выступать за профсоюзное законодательство — позиция Демократической партии в целом — хорошо задокументировано. Байден обильно сыплет оправданиями, почему «не пришло время» для принятия Закона о свободе выбора работников (Employee Free Choice Act, EFCA), или почему «нет большинства» для принятия Закона о защите права на организацию (Protecting the Right to Organize Act, PRO Act).

Если бы Байден всерьез поддерживал работников автопрома, он бы предпринял шаги, чтобы автопроизводители удовлетворили все требования UAW, а не просто «поделились прибылью».

Фактически, всего несколько месяцев назад Байден показал свое истинное лицо, заставив профсоюзы железнодорожников отменить забастовку. По крайней мере, на этот раз ему не удастся заставить автопроизводителей сделать то же самое.

Поскольку выборы уже не за горами, Байден понимает, что этот вопрос нельзя отделять от его предстоящей президентской кампании. Ему необходимо, чтобы UAW и другие профсоюзы поддержали его кандидатуру и провели за него кампанию. Он направил своих лучших представителей для заключения соглашения между профсоюзом и автопроизводителями и отчаянно пытается выглядеть спасителем как профсоюза, так и руководства предприятий в этом конфликте.

Однако быть организатором сделки будет нелегко. Стороны по-прежнему далеки друг от друга. Для заключения сделки профсоюзу придется пойти на серьезные уступки — например, согласиться (как это предлагают некоторые представители деловой прессы) на участие в комиссии по партнерству между профсоюзом и руководством, которая будет «изучать» вопрос об электромобилях и их влиянии на работников. Если UAW останется при своем мнении, то даже Байдену не удастся преодолеть этот разрыв.

Забастовка должна нарастать

Рядовые работники хотят короткой и эффективной забастовки. Наиболее эффективным способом её быстрого завершения в пользу рабочих будет использование UAW всей своей мощи, эскалация забастовки при каждом удобном случае. UAW также может призвать все рабочее движение мобилизоваться в знак солидарности с автопроизводителями. Это борьба против разрушения профсоюзов. Это борьба за само существование профсоюзов.

Мы призываем рабочее движение поддержать работников автопрома в их борьбе. Мы также призываем рабочее движение порвать с Демократической партией. Мы согласны с мнением президента AFL-CIO Вермонта Дэвида Ван Деузена, который сказал: «[Демократы — это] партия капиталистических миллиардеров, а не нас (рабочего класса). … [но] факт остается фактом: в конечном счете, они тоже наш враг».

Все на поддержку UAW в их исторической борьбе!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.