2019: год «медицинских бунтов»

— Вы хотите как на Украине? Как в Грузии? Профсоюз «Действие» целенаправленно работает с врачами «Скорой помощи» по всей стране и провоцирует гражданскую вой­ну. А финансируется все это зелеными долларами.

Такие безумные обвинения услышала активистка профсоюза «Действие» Татьяна Шульга от главного врача больницы скорой помощи в г. Ангарске Бориса Басманова, а заодно удостоилась обвинения в «экстремизме».
В словах медицинского чиновника нет ни слова правды, но понять его можно: он боится. Боится вместе со всей системой главврачей, городских и районных департаментов и региональных министерств здравоохранения. Ведь 2019-й стал годом невиданного количества протестов медработников.

Так, только с июля по сентябрь 2019 г. «Центр социально-­трудовых прав» насчитал
23 протеста медиков: митинги, пикеты и, конечно, «итальянские забастовки», (т. е. работа со строгим соблюдением должностных инструкций, что на практике способно парализовать работу медучреждения, ведь реально врачи работают почти вдвое больше того, что предписано Трудовым Кодексом). В начале декабря 113 сотрудников Областной детской клинической больницы Екатеринбурга подписали открытое письмо против низких зарплат и несправедливого распределения их стимулирующей части, а их коллеги в Магнитогорске вышли на митинг. Чуть раньше, 30 ноября, митинги медиков прошли в целом ряде городов. Организаторами большинства протестов выступали профсоюзы медицинских работников «Действие» и «Альянс врачей».
Еще в нескольких городах врачи массово увольнялись в знак протеста против невыносимых условий работы. Такое происходило в Нижнем Тагиле, Пятигорске, Александрове.
Нужно отметить, что медики не только протестовали, но часто и добивались победы. Так, персонал трех районных больниц в Новгородской области добился повышения окладов, на Можайской подстанции Московской областной станции скорой помощи врачам отменили дальние выезды за пределы своего территориального округа, пообещали новую спецодежду, повысили заработную плату и изменили условия работы в неполной бригаде “скорой помощи”, в Тольятти работникам «скорой» вернули доплаты за ночные часы работы и повышении оклада, в Пензенской области требования работников были выполнены всего после двух дней борьбы.
Хотя, конечно, не везде администрация медицинских учреждений и власть легко идут на уступки. Например требования, звучавшие на митинге 7 декабря в Магнитогорске не были услышаны и медработники ищут другие формы борьбы, например, подумывают о голодовке.

Почему же медики поднялись? И почему именно сейчас?

Дело в так называемых «майских указах» президента Путина. Напомним, после своего очередного избрания в 2012 г. он дал указ повысить среднюю зарплату врачей до 200% средней по региону, а младшего и среднего персонала — до 100%.
Минздрав этот указ выполнил, но чисто формально. Тупое «отчетно-­статистическое» понимание майских указов создало у руководства больниц стимул сокращать ставки и перекладывать трудовую нагрузку на оставшихся медицинских работников, чтобы отчитаться за рост средних зарплат. При этом существующая система позволяет администрации неравномерно распределять фонд заработной платы в интересах себя и своих приближенных. В результате медики вроде бы стали получать немного больше больше, но при этом трудиться в 2–3 раза интенсивнее, увеличивая объем работы и рабочий день. Им приходится на износ в прямом смысле слова. В 2018 г. коллектив авторов из медицинского университета им. Н. И. Пирогова отмечал, что из-за высокой интенсивности труда, связанных с ней стрессов и неправильного питания, вредных производственных факторов и т. д. у 76% работников здравоохранения имелись хронические заболевания. Выросла и смертность врачей.
Впрочем, как отмечают некоторые из ознакомившихся с этой статьей врачей, даже и повышение зарплаты произошло не у всех (похоже, оно коснулось в первую очередь федеральных учреждений, а в региональных и тем более городских/районных ситуацияхуже). Так, у коллег Татьяны увеличили гарантированную часть зарплаты, но снизили премии. Так что, в итоге з. п. в лучшем случае осталась без изменений. О том же говорит и другой врач (из г. Иркутска), с которым мы пообщались,: «Если судить по моей больнице, то в 2019 г. медики стали получать не больше, а меньше». Женщина также отмечает: «в медицине регулярно происходят какие-то изменения в схеме оплаты труда, это было и в 2018 и в 2019 г. Эти бесконечные перекраивания — очень сбивают с толку!».
Санитаркам тоже не повезло: в 2015 г. их «добровольно-­принудительно» перевели в уборщицы, что снизило уровень зарплаты (до чуть более чем 10 тысяч при доплате в 200 руб­лей), но мало изменило их обязанности.
К этому добавлялись и другие причины, такие как барский тон общения руководства с подчиненными, плохая обеспеченность лекарствами или страх неоправданного уголовного преследования (как это было с доктором Башкатовым, который вколол мучавшейся от боли онкобольной обезболивающее, не выписанное по «всем правилам»; или с Ириной Козловой, которая ассистировала в неудачно закончившейся операции (хотя могла отказаться и не принимать участия в судьбе ребенка) и на свою беду поставила подпись в медкарте). Председатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал считает, что такие дела — попытка властей показательными посадками успокоить недовольство россиян качеством медицины, переложить на плечи отдельных «стрелочников» вину за проблемы, созданные идущей коммерциализацией и приватизацией здравоохранения, закрытием больниц и прочими неолиберальными «оптимизациями»
В общем, недовольство накапливалось, но на выполнение указа чиновникам был дан срок до 2018 г. и люди надеялись, что в конце концов все проблемы решатся. Но 2018 год закончился и стало ясно: Министерство здравоохранения исправлять свои недоработки не будет, вместо этого будут «играть» со статистикой, чтобы отчитаться о выполнении указов. И терпение медиков лопнуло. В результате 2019 год прошел в протестах и забастовках, и многие после упорной борьбы закончились победой.

Что дальше? Какие можно сделать выводы?

На первый взгляд кажется, что медиков услышали: Путин проводил несколько совещаний по этой проблеме, министр здравоохранения Вероника Скворцова выступила с предложением, которое совпадает с позицией профсоюзов: привязать среднюю зарплату не к человеку, а к ставке и ограничить количество переработок по совмещению 1,2–1,5 ставки на человека. Очередные обещания прозвучали и в обращении президента к Федеральному Собранию.
Но надо понимать, все эти телодвижения происходят ТОЛЬКО под давлением протестов, если сейчас успокоиться и снизить давление — все здравые предложения останутся на бумаге и в речах чиновников, а не в нашей жизни.
О том, что власть не имеет желания решать проблему медицины системно, а просто «тушит пожар» говорит, например, такой факт: в бюджете 2020 года на госпрограмму «Развитие здравоохранения» и национальный проект «Здравоохранение» потратят 35,5 млрд. руб­лей. Это на 11% меньше сумм, которые пойдут на содержание Думы, Совета Федерации, администрации президента и правительства, в 8 раз меньше, чем в 2019 г. ушло на благоустройство Москвы и в 40 раз меньше расходов на гособоронзаказ.
Поэтому врачам и другим медработникам необходимо продолжать и наращивать протесты, вступать в независимые, боевые профсоюзы (как подчеркивает Андрей Коновал, коллективный протест добивается результатов но лишь при условии, что он координируется профсоюзами).
Также требования протестов обязательно нужно обращать не только к «доброму царю» но и к региональным властям. Ведь параметры их зарплаты задаются на региональном уровне, и одна из причин побед «итальянских забастовок» — страх губернаторов и региональных министров потерять из-за протеста свое кресло.
И, наконец, вернемся к бредовым обвинениям, с которых мы начали статью. Разумеется, никакой гражданской вой­ны профсоюзы медработников не разжигают и «экстремизмом» не занимаются, а просто борются за трудовые права людей. И финансируются они не из-за границы, а на взносы своих членов. Просто «господам» от главврача до президента проще облить грязью людей, которые устали получать копейки и умирать на работе, чем решить проблему в ущерб своему карману.
Поэтому пациентам (трудящимся, пенсионерам, молодёжи) надо не поддаваться на пропаганду власти, не верить в абсурдные обвинения, а наоборот проявлять солидарность и поддерживать выступления медиков. Их успех пойдёт на пользу всем нам.

Андрей Калинкин, «Союз марксистов»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.