Итоги выборов-2021: неожиданные, но ожидаемые

В России закончились выборы депутатов Государственной Думы 8 созыва. Что их результаты означают для трудящихся?

Главный итог этих выборов — Госдума 8-го созыва станет достойной преемницей своих предшественниц в качестве органа диктатуры капитала (подробности – ниже).

А значит вопрос, участвовать в дальнейших выборах или нет, для наемных работников и всех социально близких им граждан (студентов, пенсионеров, самозанятых) должен быть вопросом чисто тактическим. И если они хотят жить в справедливом и благополучном обществе, то надеяться стоит на иные инструменты. В первую очередь – на самоорганизацию в рамках боевых профсоюзов, а также экологических, жилищных и других классовых объединений. Следующим шагом и основным инструментом борьбы за изменения к лучшему должно стать создание собственной партии работающего большинства, которая объединит сознательных трудящихся, активистов боевых профсоюзов, молодёжь и т.д. под знаменем социализма.

Обстановка перед выборами

Социально-экономическая обстановка перед выборами была неоднозначной. С одной стороны, продолжился рост цен и тарифов. Например, летом бурно обсуждали морковку, которая стоила дороже бананов. По данным Росстата в 2020 году на 3,5% упали реальные доходы населения (а по сравнению с 2013 годом они стали на 10% меньше). В сентябре 2020 года доходы ниже прожиточного минимума имели 19,6 миллионов человек, на 400 тысяч больше, чем годом ранее. Два года назад правительство повысило пенсионный возраст.

С другой стороны, в период коронавируса и особенно перед выборами правительство раздавало действительно немаленькие денежные пособия самым разным категориям населения: семьям с детьми, пенсионерам, военнослужащим и т.д. А тот же Росстат сообщил о росте реальных зарплат в 2020 году на 2,5%. Правда, средняя зарплата мало что говорит о реальных доходах людей. В 2020 году она составляла 51 тысячу рублей, однако в большинстве регионов России половина населения имеет зарплаты меньше 25-30 тысяч рублей. Тем не менее, какие-то слои населения этот рост все же ощутили.

Политическая обстановка перед выборами тоже была разной. С одной стороны, в обществе накопилось недовольство ухудшением жизни. Оно не выражалось в росте собственно социальных выступлений. По данным Центра социально-трудовых прав, в 2019 году произошло 2070 акций протеста (на 6% меньше, чем в 2018). В 2020 году к этому добавились ограничения и запреты, связанные с пандемией.

Тем не менее социальное недовольство прорывалось в массовых выступлениях против пенсионной реформы в 2018 г., в «медицинских бунтах» 2019 года и в «политических» протестах: голосовании прежних сторонников Путина за кандидата от КПРФ Павла Грудинина в 2018 г., протестном голосовании на муниципальных выборах в 2019 г., когда многие кандидаты от «Единой России» потерпели поражение, в голосовании против путинских поправок в конституцию. Протест также принимал формы многомесячных шествий против ареста хабаровского губернатора Фургала, в митингах и шествиях под лозунгами «Свободу политзаключенным» и «Свободу Алексею Навальному». Профсоюзная борьба в последние годы особо не росла, но все же на темном небе российского рабочего движения иногда зажигались яркие звезды: забастовка крановщиков в Казани, протесты таксистов Яндекса, создание профсоюза «Курьер».

Власти отвечали на протесты политическими репрессиями, направленными не только против радикалов, как в случае с «делом Сети», делом «Нового Величия», судом над Азатом Мифтаховым; не только против несистемной либеральной оппозиции; но и против совершенно системных фигур, таких как призывающий установить социализм через выборы Николай Платошкин или сын бывшего губернатора от КПРФ Андрей Левченко. Кроме того, в 2019 до выборов массово не допускали оппозиционных и просто независимых кандидатов, а на улицах правила бал полицейская дубинка. Массовыми разгонами и задержаниями (которые для многих участников закончились уголовными делами) отмечены 2019 и начало 2021 года.

При этом в стенах Государственной Думы эти бури были почти не слышны. КПРФ, единственная из четырех системных партий, которая могла бы претендовать на звание левой, отстаивающей интересы трудящегося большинства, слабо и осторожно выступала против усиления олигархической диктатуры, избегала критики президента, запрещала своим региональным депутатам голосовать против поправок в конституцию. Руководство партии наказывало своих московских депутатов за сотрудничество со сторонниками Навального. Даже на репрессии против собственных членов (Андрея Левченко, Олега Шереметьева и т.д.) партия реагировала вяло.

Причина — в классовой природе КПРФ, которая помимо интересов трудящихся апеллирует к интересам малого и среднего бизнеса, да и в своих руководстве и депутатских рядах имеет немало граждан с тугим кошельком. Показателен и выбора кандидата в президенты в 2018 г.: предприниматель Павел Грудинин ничего не слышал о происходившей тогда попытке запретить профсоюз МПРА, зато считал, что государство не должно посягать на частную собственность.

Об остальных и говорить нечего. Если в КПРФ хотя бы есть низовой актив и многие ее рядовые члены являются искренними коммунистами, то карманная оппозиция в виде «Справедливой России», поддержавшая президентство Путина в 2018 г. перед выборами объединилась с откровенно правой партией «За правду». Что касается ЛДПР, то несмотря на яркую риторику своего лидера, благодаря чему партия в последние годы наряду с КПРФ становилась каналом протестного голосования. на деле партия Жириновского всегда последовательно поддерживала режим: хоть, когда спасала от импичмента президента Ельцина, хоть, когда устранилась от борьбы за своего опального губернатора Сергея Фургала.

При этом господствовала в Думе партия крупного капитала и чиновников, «Единая Россия», чьими усилиями и принимались многочисленные антинародные законы последних лет.

Выборы

В целом выборы проходи ли по тем же правилам, что и прошлые: половина из 450 депутатов избиралась по одномандатным округам, половина — по партийным спискам.

В «партийном» бюллетене из 30 зарегистрированных в России партий в итоге оказались 14, которые имели хотя бы одного регионального депутата и поэтому могли участвовать в выборах. не собирая 200 тысяч подписей. Единственная партия, которая попыталась собрать подписи, — националистический «Российский общенародный союз», — в итоге не смогла этого сделать.

Среди этих 14 партий помимо парламентских были старые, но потерявшие влияние партии («Родина», «Яблоко»), когда-то созданная олигархом Михаилом Прохоровым и «загнувшаяся» без него «Гражданская платформа2, две зеленые партии, партия-спойлер «Коммунисты России» и партии, которые различным образом эксплуатируют в названии слова «социальная справедливость».

Отдельно стоит сказать о новой партии «Новые люди». Ее создал крупный предприниматель, глава компании Faberlic, Алексей Нечаев. Это проект Администрации Президента, созданный чтобы собрать голоса граждан, симпатизирующих либеральным идеям, и просто «рассерженных горожан», которые устали от несменяемых лиц во власти. Партии удалось привлечь в свои ряды популярного политика, бывшего мэра Якутска, Сардану Авксентьеву. На продвижение «Новых людей» в Интернете было вброшено очень много денег. Издание «Медуза» сообщало, что в ряде регионов этой партии «помогали» административным ресурсом.

Объективность требует также отметить значительный объем рекламы в Сети, посвященный очернению КПРФ. Ее оппоненты тиражировали как реальные, так и выдуманные «косяки» этой партии.

Для левых интерес представляет тот факт, что по спискам «Коммунистов России» шла заметный в прошлом левый политик Дарья Митина, скатившаяся в откровенную политическую клоунаду, а КПСС, еще одна партия, созданная, как чтобы отбирать голоса у КПРФ, почему-то сменила название на «Российскую партию социальной справедливости». По ее спискам шел позиционирующий себя левым (хотя коммунистом его назвать все же нельзя) и какое-то время даже входивший в возрожденный «Левый Фронт» Максим Шевченко. Однако для разговора о результатах выборов все это не имеет особого значения.

Несистемные левые на этих выборах традиционно разделились. Одни призывали поддержать (полностью, либо выборочно) КПРФ. В этом их позиция совпала со сторонниками Навального, которые, следуя рекомендациям «Умного голосования», часто голосовали за эту партию. Другие указывали на буржуазную природу руководства этой партии и призывали к бойкоту выборов. Впрочем, каких-то заметных акций связанных с бойкотом выборов, сравнимых с президентскими выборами 2018 года, мы назвать не можем.

Итоги

Результаты выборов стали одновременно ожидаемыми и неожиданными.

Неожиданностей на выборах было две. Во-первых, успех КПРФ. Автор предрекал партии Зюганова результат на уровне 2016 года (13,34 % и 42 места вместе с одномандатниками). Однако то самое накопившееся недовольство позволило КПРФ почти вернуться на уровень 2011 года (18,93% по спискам и 9 одномандатных мест). При этом в регионах Сибири и Дальнего Востока, голосовавших первыми, КПРФ набирала значительно больше и даже побеждала «Единую Россию». Но чем дальше на запад шли выборы, тем выше становился результат ЕР и скромнее – оппозиции. Источники «Медузы», близкие к администрации Кремля говорили, что реально за КПРФ отдали свои голоса не менее 25% избирателей.

Какой вклад в эти проценты внесло «Умное голосование» сказать затруднительно. По одномандатным округам победили 14 из 225 поддержанных УГ кандидатов, причем среди них выли в т.ч. согласованные в Кремлем. Но здесь нужно учитывать, что на выборах в одномандатном округе большую роль играет не партийный бренд, а деньги и узнаваемость конкретного кандидата (которая тоже сильно зависит от денег). В любом случае, скорее всего, оно сказалось в первую очередь в крупных городах.

Вторая неожиданность – успех партии «Новые люди», набравшей 5,32%. Впервые с 2007 года заметно изменился партийный состав парламента, теперь в нем будет не 4, а 5 партий.

Также нужно отметить скромные успехи старых партий «оппозиции Его Величества»: СР и особенно ЛДПР, которые получили по спискам 7,55% и 7,46% соответственно. Для сравнения, в 2016 г. у них было 6,22 % и 13,14 %. Вероятно, именно избиратель жириновцев во-многом перешел (или его приписали) к «Новым людям».

Но несмотря на две вышеупомянутые сенсации, классовая природа Госдумы 8-го созыва ничем не отличается от предыдущего российского парламента. В ней по-прежнему будет господствовать «Единая Россия», которая за 5 лет хоть и ухудшила свой (несомненно, нарисованный) результат с 54,20 % до 49,82%, но получила 198 мандатов из 250 по одномандатным округам.

Отдельного упоминания заслуживает скандал с электронным голосованием в Москве. Здесь от КПРФ на выборы шли в т.ч. несистемные левые, такие как гражданский активист Михаил Лобанов и жена лидера «Левого Фронта» Анастасия Удальцова. Они, а также радикальный по меркам КПРФ Валерий Рашкин и еще несколько ярких оппозиционных политиков побеждали в одномандатных округах по результатам подсчета «живого» бюллетеней, но проиграли после объявления итогов цифровых голосования (в одной только Москве им воспользовались около 2 млн. человек). Это заставляет сделать вывод, что цифровое голосование -= очередная технология избирательных манипуляций и снова ставит под вопрос достоверность голосования через КОИБы.

С точки зрения левых заслуживает упоминания тот факт, что популярный блоггер, член КПРФ Николай Бондаренко выборы по одномандатному округу проиграл (партия поставила его по преимущественно сельскому округу № 165, вместо 163-го, по которому политик изначально намеревался идти против спикера Госдумы Вячеслава Володина).

Свою лепту в фальсификацию результатов голосования, вероятно, внесло еще одно новшество. Выборы проходили в течение 3 дней (якобы из-за коронавируса и ради удобства граждан), а зависимые категории избирателей (силовиков, бюджетников и т.д.) принуждали голосовать в пятницу. При этом на ночь заполненные избирательные бюллетени оставались упакованными в сейфах, а к видеонаблюдению за участками, которое в 2018 г. было доступно всем гражданам, теперь могли получить доступ только кандидаты, партии и наблюдатели провластных Общественных палат. Кстати, явка на выборы несмотря на три дня голосования составила почти столько же, сколько в 2016 году — 51,58% против 47,88 %.

Так или иначе, в результате всех манипуляций, единороссы потеряли лишь около 20 мест в парламенте. В новой Думе у них будет около 323 депутатов вместо 343. То есть партия власти сохранит за собой конституционное большинство.

При этом не стоит думать, что остальные депутаты все как один будут защитниками народных интересов. Например, от той же КПРФ наряду с тем же Сергеем Левченко, которого можно назвать довольно последовательным социал-демократом, Иркутскую область будет представлять бывший сотрудник ФСБ и крайне умеренный даже для партии Зюганова политик Михаил Щапов. Причем оба являются бизнесменами. Как будут вести себя в Думе «Новые люди» пока сказать сложно, но почти наверняка они послужат дополнительной подпоркой режима.

То есть главный итог этих выборов оказался вполне предсказуемым: Госдума 8-го созыва станет достойной преемницей своих предшественниц в качестве органа диктатуры капитала. Можно не сомневаться, что она примет еще немало репрессивных и антинародных законов и, скорее всего, одобрит сохранение у власти Владимира Путина в 2024 году.

А значит вопрос, участвовать в дальнейших выборах или нет, для наемных работников и всех социально близких им граждан (студентов, пенсионеров, самозанятых) должен быть вопросом чисто тактическим. Если они хотят жить в справедливом и благополучном обществе, то надеяться стоит на иные инструменты. В первую очередь – на самоорганизацию в рамках боевых профсоюзов, а также экологических, жилищных и других классовых объединений. Говоря о классовости таких объединений, мы имеем в виду вот что: в деле борьбы за экологию трудящимся не по пути с организациями, которые требую «спасения планеты» ценой отказа от спасения человечества, т.е. от улучшения жизни большинства и, в конечном счете, от социализма. Также недопустимо объединяться в рамках единых жилищных, экологических и т.д. организаций с представителями по-крайней мере крупного и среднего бизнеса.

Конечная цель создание этих объединений — осознание трудящимися себя единым классом, выработка собственных конкретных требований, как в интересах большинства должны измениться экономика, ЖКХ и другие сферы человеческой деятельности. Следующим шагом и основным инструментом борьбы за эти изменения должно стать создание собственной партии работающего большинства, которая объединит сознательных трудящихся, активистов боевых профсоюзов, молодёжь и т.д. под знаменем социализма. Мы, сторонники 4 Интернационала, готовы бороться за создание независимой рабочей партии в России, вместе с любыми рабочими активистами, которые искренне стремятся к этой перспективе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.